HighExpert.RU



© к.т.н., инж. Шепелёв В.А., инж. Шепелёв А.В.

Ремонтопригодное торцевое уплотнение для водяного насоса 4ВЦ дизеля Д49

Статья посвящена торцевому уплотнению водяного насоса 4ВЦ [Д49.123спч] дизеля типа Д49 (ЧН26/26). Применение модернизированной ремонтопригодной конструкции уплотнения позволяет сократить эксплуатационные затраты на ~25% на каждом техническом обслуживании за счёт повторного использования деталей [обойм, пружины сжатия и шайбы] из нержавеющей стали. Замена эластомерных уплотнительных колец и колец пары трения может проводиться на месте эксплуатации дизеля.
Центробежный водяной насос Д49.123спч (старое обозначение 4ВЦ50/12-1) является одним из основных узлов системы охлаждения Коломенских дизелей типа Д49 (ЧН26/26). Насос содержит чугунные корпус, станину, всасывающую головку с фланцем, образующим остов агрегата. Рабочее колесо насоса изготовлено из нержавеющей стали, насажено на конус стального вала и закреплено на нём болтом, законтренной замочной пластиной.
чертеж насоса Д49.123спц 4ВЦ Чертеж центробежного насоса Д49.123спч (4ВЦ) со штатным торцевым уплотнением вала.


Информация по работе насоса 4ВЦ

⊛ Рабочая жидкость и температура: вода с присадками, температура +70...80oС;
⊛ Номинальное избыточное давление 1,2...1,6 кгс/см2;
⊛ Частота вращения вала насоса до 1500 мин-1 (привод от коленчатого вала дизеля ЧН26/26).
Герметичность уплотнительной камеры насоса обеспечивается специальным торцевым уплотнением.

Чертеж торцевого уплотнения

На сборочном чертеже в разрезе по оси вала показана уплотнительная камера с торцевом уплотнением насоса 4ВЦ. Прецизионное уплотнение компонентного типа [ содержит вращающуюся часть и неподвижное контркольцо, выполненные в виде стальных обойм с запрессовкой (вклейкой) колец пар трения, изготовленных из силицированного графита СГ-Т ]. Уплотнение вала имеет специальное конструктивное исполнение с нестандартными установочными размерами и не является ремонтопригодным.
сборочный чертеж торцевого уплотнения насоса 4ВЦ Сборочный чертеж торцевого уплотнения насоса 4ВЦ.
Вращающаяся подвижная в осевом направлении часть уплотнения, состоит из сборочного узла, содержащего стальную обойму, цилиндрическую пружину сжатия; вращающееся кольцо пары трения, установленное в обойму, вторичное эластомерное уплотнительное кольцо, размещено в канавке обоймы и прижато шайбой упорной. Неподвижная часть уплотнения - контркольцо установлено в крышку насоса. Оригинальное торцевое уплотнение по конструкции с гидравлической нагрузкой, предназначено только для внутреннего расположения.

Модернизированное торцевое уплотнение для насоса 4ВЦ

С целью возможности ремонта уплотнения на месте эксплуатации и многократного использования его нержавеющих стальных деталей [обойм и пружины с упорной шайбой], а также применения колец пары трения из [разнородных] специальных материалов, нашей группой инженеров была проведена предварительная опытно-конструкторская работа. В результате предлагается одно из альтернативных технических решений модернизированного и полностью ремонтопригодного торцевого уплотнения [патент РФ №53744] для насоса 4ВЦ50/12-1 или Д49.123спч. Фотография опытного образца ремонтопригодного уплотнения приведена ниже.
фотография торцевого уплотнения насоса 4ВЦ Фотография опытного образца ремонтопригодного торцевого уплотнения водяного насоса 4ВЦ50/12-1 или Д49.123спч.
Дальнейшее развитие этой темы, связано с выполнением комплекса проектно-расчетных и опытно-конструкторских работ, а также обеспечением необходимых и достаточных условий для надежной и должной работы уплотнения, что также потребует оптимизации конструкции прецизионного уплотнительного изделия. Последующие этапы: выпуск рабочих чертежей модернизированного уплотнения, изготовление и проведение эксплуатационных иcпытаний опытных образцов.
Для приобретения серийно выпускаемых штатных торцевых уплотнений к насосу 4ВЦ50/12-1 или Д49.123спч, следует обращаться напрямую к их проектировщику-изготовителю.